CEMMIX

Укладка тротуарной плитки

Минимальный расход - максимальный эффект

Укладка тротуарной плитки

06 февраля 2025, четверг

Брусчатка — это популярный вариант дорожного покрытия, который все чаще применяется не только на площадках и парковых дорожках, но и на тротуарах, площадях, парковках. Покрытие из тротуарных бетонных плит называется сборным, поскольку состоит из отдельных элементов.

Тротуарная плитка — это популярный вариант дорожного покрытия

Очень часто плиты применяют на приусадебных участках, чтобы организовать прочное и красивое покрытие дорожек, площадок, парковок, отмосток.

В городе мы можем видеть сборные покрытия из плит на улицах с движением малой интенсивности, тротуарах, площадях, садово-парковых, пешеходных и велосипедных дорожках, посадочных площадках транспорта, автостоянках, территориях доков, портов и АЗС.

В чем плюсы сборных покрытий

Сборное покрытие из плит имеет немало преимуществ:

  1. возможность устроить надежное покрытие на пучинистом грунте;
  2. более простой, чем бетонирование, процесс;
  3. возможность частичного ремонта покрытия при необходимости;
  4. красивый внешний вид, разнообразные варианты эстетических решений;
  5. на просадочных грунтах, таких как торфы, пылеватые пески, плиты — это иногда единственный доступный вариант.

Прочность и долговечность дорожных покрытий из плит тоже на высоте, если правильно выбран тип плит и тип основания.

Требования к тротуарным плитам регулируются ГОСТ 17608-2017 «Плиты бетонные тротуарные. Технические условия». Норматив распространяется на тротуарные плиты из тяжелого и мелкозернистого бетона, изготовленные промышленным способом методом вибропрессования. Штучные изделия заводского производства имеют стандартизированное качество. Также применяется метод гиперпрессования для получения особо прочных плит с очень гладкой поверхностью и низким уровнем водопоглощения.

В соответствии с требованиями ГОСТ 17608-2017, бетонные плиты классифицируются на группы эксплуатации, в зависимости от которых назначается толщина и прочность на сжатие изделий:

  1. К группе А относятся плиты, которые эксплуатируются на тротуарах небольших улиц, придомовых территориях, эксплуатируемых кровлях зданий и сооружений, садово-парковых дорожках без передвижения автотранспорта. Толщина — 40 мм, прочность на сжатие — В22,5.
  2. К группе Б — плиты, эксплуатируемые на велосипедных дорожках, тротуарах крупных улиц, площадях и посадочных площадках общественного транспорта. Толщина — 60 мм, прочность на сжатие — В25.
  3. К группе В — плиты, применяемые на дорогах с малой интенсивностью движения, АЗС, автостоянках, площадях. Толщина — 80 мм, прочность на сжатие — В30.
  4. К группе Г — плиты, используемые в зонах высокой нагрузки (портах, доках, на стоянках грузового транспорта и пр.) Толщина — 100 мм, прочность на сжатие — В40.

Важно!

Плитку также изготавливают кустарным способом по технологии вибролитья. Литую плитку изготавливают самостоятельно либо приобретают изготовленную небольшими производствами. Нужно учитывать, что такая плитка годится только для организации пространства приусадебного участка. Для других целей она недостаточно прочна, а ее качество может различаться от партии к партии.

Структура сборного покрытия

СП 508.1325800.2022 «Мощение с применением бетонных вибропрессованных изделий. Правила проектирования, строительства и эксплуатации» определяет дорожную одежду c покрытием из камней или плит мощения как многослойную конструкцию, воспринимающую внешнюю нагрузку и передающую ее на подстилающий массив грунта.

Структура сборного покрытия из плит

Верхняя часть дорожной одежды — это покрытие из бетонных строительных вибропрессованных изделий — камней или плит мощения. Оно выкладывается в соответствии с определенным дизайном (геометрической схемой). Покрытие воспринимает истирающие, сдвигающие, ударные нагрузки от движения транспорта или пешеходов и подвергается прямому воздействию неблагоприятных атмосферных факторов. Также именно этот слой дорожной одежды отвечает за эстетические характеристики.

Нижняя часть покрытия называется подстилающим слоем. Этот слой нужен для выравнивания основания и компенсации допусков по толщине изделий для мощения.

Основание — это часть дорожной одежды, которая вместе с покрытием обеспечивает распределение и снижение нагрузки на грунт земляного покрова (либо на дополнительные слои).

Устройство основания и подстилающих слоев

Основание под дорожное покрытие состоит из, как минимум, двух слоев — несущего и дополнительного (дополнительных).

Материалы несущего слоя

Согласно СП 508.1325800.2022, несущий слой основания может быть выполнен из следующих видов жестких и сдвигоустойчивых материалов:

  1. тощий бетон;
  2. дренажный бетон;
  3. щебень или гравий;
  4. щебеночно-песчаные либо гравийно-песчаные смеси, неармированные и армированные геосинтетическими материалами;
  5. материалы и грунты, укрепленные неорганическими вяжущими и добавками (например, цементно-песчаная смесь, пескобетон в сухом виде).

В таблице ниже указаны значения толщины конструктивных слоев дорожной одежды в соответствии с рекомендациями СП 508.1325800.2022.

Значения толщины конструктивных слоев дорожной одежды

Примечания к таблице:

  1. Толщина конструктивного слоя в любом случае должна превышать размер наиболее крупной фракции применяемого материала, как минимум, в 1,5 раза
  2. При укладке на глинистые и суглинистые грунты предусматривается прослойка толщиной не менее 10 см из песка, укрепленного грунта или высевок, либо укладываются геосинтетические материалы (геосетки, геотекстили, геомембраны).

Укладка тротуарной плитки на основание из песка или песчано-гравийной смеси — это наиболее недорогой и наименее надежный вариант, который применяется для устройства дорожного покрытия.

Укладка тротуарной плитки на пескобетон или на тощий бетон позволяет получить более прочное покрытие, но требует увеличения расходов материалов и трудозатрат. Также этот тип основания требует устройства дренажной системы для отведения влаги от осадков.

Обычно он применяется в следующих случаях:

  1. если покрытие устраивается на просадочных или пучинистых грунтах;
  2. при изготовлении покрытия повышенной прочности (например, если планируется проезд автотранспорта или другие высокие нагрузки);
  3. если уже есть старое бетонное основание.

Как правило, на приусадебном участке редко требуется основание из бетона или укрепленное цементным вяжущим. При проектировании ответственных объектов, выбирая материалы и конструкции основания, опираются на расчеты, выполняемые в соответствии с рекомендациями СП 508.1325800.2022.

Материалы дополнительных слоев

Дополнительные слои работают совместно с покрытием и обеспечивают прочность, морозоустойчивость и дренирующую способность конструкции.

Дренирующие слои устраиваются из следующих материалов:

  1. песок;
  2. гравий;
  3. щебень;
  4. дренажный бетон;
  5. дренажные профилированные мембраны.

Важно!

На водонепроницаемом основании (например, бетонном) должен быть обеспечен отвод проникающей через швы покрытия воды за счет уклона в сторону водосборных устройств не менее 2,5 %. Для предотвращения вымывания подстилающего слоя в водосборных устройствах устанавливают фильтры из геотекстиля.

Материалы подстилающих слоев

Подстилающий слой характеризуется способностью:

  1. легко уплотняться под воздействием вибрации, чтобы обеспечить посадку и выравнивание плит мощения и частично заполнять швы снизу;
  2. пропускать сквозь себя воду;
  3. иметь малый объем межзерновых пустот (непрерывность, которая обеспечивается разнофракционным составом).

Подстилающий слой не относится к конструктивным слоям и не учитывается при произведении расчетов.

СП 508.1325800.2022 рекомендует следующие виды материалов для устройства подстилающего слоя:

  1. строительные пески и пески из отсевов дробления марки по дробимости не ниже 600, крупностью не ниже мелкого;
  2. песок с добавлением 8–12 % цемента;
  3. щебень и гравий из плотных горных пород, фракций от 3 до 10 мм;
  4. щебень из отсевов дробления, фракций от 3 до 10 мм.

Требования ко всем материалам подстилающего слоя:

  1. содержание пылевидных и глинистых частиц не более 3 %;
  2. содержание глины в комках не более 0,35 %;
  3. содержание частиц размером менее 0,05 мм не более 4 %.

Толщина уплотненного подстилающего слоя составляет:

  1. для плит толщиной до 12 см — 3–5 см;
  2. для плит толщиной более 12 см — 4–6 см.

Подготовительные земляные работы

Подготовка основания начинается с изготовления траншеи, в которую и будет уложен весь «бутерброд» дорожной одежды.

Важно!

Согласно СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», если на участке грунты задерживают воду, необходимо снять грунт и заменить его песком либо устроить дренаж.

Сначала производят разметку: прямолинейных участков — при помощи колышков и натянутого шнура, криволинейных — по грунту известью или краской.

Сначала производят разметку

Выкладывают по контуру бордюр, лотки ливневой канализации, плиты на всю ширину изделия (желательно выбрать рисунок расположения плит так, чтобы в ширину укладывалось целое их количество), второй бордюр. Таким образом находится второй край изделия.

Глубина котлована рассчитывается как сумма толщины плиты, толщины слоев основания и толщины подстилающих слоев. Обычно для пешеходных дорожек глубина котлована составляет 15–20 см, а для автомобильных — 20–40 см. В месте расположения ливневок траншеи углубляют на соответствующие значения плюс примерно 12 см на слои щебня и пескобетона.

Дно траншеи проектируется с тем же уклоном, которое будет иметь покрытие, а именно, 2–4 %.

Дно котлована увлажняют до оптимальных значений, в зависимости от типа грунта (16–26 % — на глинах; 12–18 % — на суглинках; 8–14 % — на песках; 9–15 % — на супесях). Затем трамбуют.

Дно котлована застилают геотекстилем во избежание вымывания песка.

Материалы конструктивных слоев подсыпают послойно, от высших отметок — к низшим, разравнивая движениями от себя. Каждый слой увлажняют и трамбуют с сохранением проектного уклона в сторону понижения рельефа. Водоотводные канавки заполняют в первую очередь.

Признак окончательного уплотнения — отсутствие подвижности щебня (гравия).

Вдоль краев траншеи на бетонный раствор устанавливают бордюрные камни

Вдоль краев траншеи на бетонный раствор устанавливают бордюрные камни, выравнивают их при помощи резинового молотка. Ширина швов между бордюрными камнями не должна превышать 10 мм.

Бетонная подготовка

Если планируется бетонная подготовка в качестве слоя основания, необходимо выполнить гидроизоляцию. Для этого поверх слоя песка расстилается плотная полиэтиленовая пленка или рубероид в два слоя с нахлестом. Это убережет раствор от обезвоживания.

Затем выполняют армирование проволочной сеткой с размером ячейки 10 или 20 см и диаметром проволоки 3–5 мм, которая также укладывается с нахлестом. Чтобы сетка оказалась внутри слоя раствора, ее приподнимают так, чтобы сверху она была закрыта защитным слоем раствора толщиной не менее 3 см.

Чтобы устроить температурные швы в слое бетона, через каждые 4–6 м поперек дорожки устанавливают деревянные рейки, прерывая в этом месте армирующую сетку. Впоследствии, когда бетон схватится, рейки вынимают, швы заполняют раствором или эластичными герметиками.

Заливают бетон слоем 5–10 см и разравнивают его, соблюдая проектные уклоны.

Свежеуложенный бетон укрывают пленкой, чтобы он не пересыхал. Пленку оставляют, как минимум, на 3–5 дней.

Устройство подстилающего слоя

Материалы подстилающего слоя рассыпают по поверхности с запасом по толщине 20–30 % от толщины слоя. Запас нужен на просадку плит мощения. До укладки плит он должен быть отпрофилирован с проектным уклоном. После посадки плит или камней мощения поверхность покрытия должна возвышаться над верхом бортового камня на 3–5 мм для компенсации последующей осадки покрытия в процессе эксплуатации.

Укладка плитки

Плиты могут укладываться на слой песка, сухую цементно-песчаную смесь или слой раствора, а также на специальный клей на полимерной либо цементной основе.

Укладку производят по направлению от себя

Для укладки тротуарной плитки своими руками часто применяют сухие смеси цемента с песком либо пескобетон низких классов по прочности на сжатие. В соответствии с СП 508.1325800.2022, цемент должен составлять от 8 до 12 % смеси, песок применяется крупности не мельче, чем мелкий. Желательно применять песок нескольких фракций.

Смесь рассыпают слоем по поверхности, затем укладывают плиты, подгоняя деревянным или резиновым молотком. Укладку производят по направлению от себя. Впоследствии покрытие проливают водой, и сухая смесь твердеет, обеспечивая надежную фиксацию плит.

Заполнение швов между плитами

СП 508.1325800.2022 рекомендует заполнять швы между плитами параллельно с укладкой.

Заполнение швов между плитами

Для этого используют сухой песок, который равномерно распределяют по поверхности покрытия и втирают в швы мягкой щеткой до полного заполнения. Лишний материал удаляют. После окончательной посадки плит до занятия устойчивого положения операцию заполнения швов повторяют один или несколько раз до прочного заполнения швов.

Затем покрытие проливают водой и оставляют, как минимум, на трое суток.

Бетон для конструктивного слоя основания

Для выполнения бетонной подготовки под покрытие из плит применяют тощий бетон. Тощими называют бетоны класса по прочности от В7,5 до В15.

Подробнее о них можно узнать в статье Что такое тощий бетон

В данном случае применяется бетон В7,5. Примерные пропорции исходных материалов для приготовления раствора такой прочности на основе цемента класса по прочности на сжатие 32,5 приведены в таблице ниже.

Примерные пропорции исходных материалов для приготовления раствора

Также можно использовать пескобетон, приготовив раствор согласно инструкции на упаковке. Производитель пескобетона должен указывать расход материала для слоя бетона толщиной 1 см и площадью 1 м2. Зная толщину слоя подготовки и количество квадратных метров покрытия, легко рассчитать необходимое количество пескобетона для выполнения работ. Рекомендуется добавить 10–15 % на потери.

Если раствор приготавливается своими руками, надежным помощником станут добавки для бетона.

Какие добавки для бетона пригодятся

Добавки для бетона — это неорганические либо органические вещества, которые добавляются в бетонные и растворные смеси в незначительных (всего до 5 % от массы цемента) количествах, но эффект от них очень выраженный. Они способны значительно менять характеристики растворов и бетонов и даже придавать им новые свойства.

В таблице ниже приведена классификация добавок в соответствии с ГОСТ 24211–2008 «Добавки для бетонов и строительных растворов. Общие технические условия».

Классификация добавок в соответствии с ГОСТ 24211–2008

Учитывая их небольшой расход, можно смело утверждать, что приобретение добавок на общей стоимости строительных материалов практически не сказывается, а вот польза от них очень заметна.

Пластификаторы

Чтобы смесь легко распределялась, разравнивалась и уплотнялась, она должна иметь высокую подвижность и определенную консистенцию, но при этом не расслаиваться.

На рисунке упрощенно показано различие смесей классов по подвижности от П1 до П5.

Различие смесей классов по подвижности от П1 до П5

Очевидно, легче всего растекается и самоуплотняется смесь П5. Но как ее получить?

Консистенцию бетонной смеси можно регулировать, увеличивая количество воды в ней, но это приведет к расслаиванию смеси и к снижению прочности готового бетона. Поэтому оптимальным считается водоцементное соотношение 0,5–0,7, не более.

Добавление суперпластификатора полностью решает эту проблему, поскольку позволяет повысить подвижность бетонной смеси с П1 до П5 без увеличения количества воды. Например, такой способностью обладает суперпластификатор CemPlast, который, при добавлении в количестве до 1 л на 100 кг цемента, не только повышает удобоукладываемость смеси, но и предотвращает ее расслаивание, повышает прочность бетона и позволяет снизить количество цемента в ней до 10 % без снижения прочности готового бетона. Повышает раннюю прочность бетона на 10–25 %, а марочную прочность — на 10–20 %. Предотвращает появление трещин, увеличивает долговечность бетонного изделия.

Гидрофобизатор

Гидрофобизатор CemAqua — это еще одна полезная добавка для бетонных смесей. Она необходима, если бетонная конструкция в процессе эксплуатации испытывает постоянное воздействие влажности.

Природная вода содержит растворенные химические соединения, способные вымывать бетон, из-за чего на поверхности покрытия могут появиться высолы, а само бетонное изделие будет подвергаться химической и биологической коррозии. Также насыщенный водой бетон при замерзании растрескивается, а при оттаивании может начать крошиться. Таким образом, срок службы изделия существенно уменьшается.

Какие добавки для бетона пригодятся

Каталог продукции CEMMIX

CemAqua 1л

CemAqua 1л

Водоотталкивающая добавка для строительных растворов

Рекомендованная розничная цена у партнеров 255 ₽.
CemPlast 1л

CemPlast 1л

Суперпластификатор для бетона

Рекомендованная розничная цена у партнеров 273 ₽.

Добавление гидрофобизатора CemAqua в раствор позволяет получить водонепроницаемый во всем объеме, водоотталкивающий бетон, который будет служить многие годы. Добавка также имеет свойства пластификатора, повышая подвижность раствора и позволяя снизить расход цемента до 10 % без снижения прочности бетона.

Важно!

При одновременном добавлении суперпластификатора и гидрофобизатора, общее количество добавок распределяется между ними. В этом случае также требуется тестирование получившегося раствора.

Добавки CEMMIX можно купить в розницу в строительных сетях и на маркетплейсах, а также оптом по выгодным ценам. Приглашаем к взаимовыгодному сотрудничеству региональных дистрибьюторов!


Консультируем в будни с 9.00 до 17.00 по применению наших продуктов.


Получить подробную консультацию

Для розничных покупателей купить онлайн:

ozon
wildberries
market
lerua
petrovich
obi
castorama
vseinstrumenti
vertical
maxipro
novacentr
akson
stroymirkrym
domingo
dobrostrojj
centerkrasok

Продукция Cemmix в ближайших к Вам магазинах:

Для оптовых заказаов - отдел продаж Cemmix:

Режим работы: с 8.30 до 17.00 по будням

Email для заявок: koordinator@cemmix.ru

Email для общей информации: info@cemmix.ru

+7 (499) 455-64-56

Укладка тротуарной плитки

Оставьте комментарий

Имя*:

Подписаться на комментарии (впишите e-mail):


Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения