CEMMIX

Бордюр из бетона своими руками

Минимальный расход - максимальный эффект

Бордюр из бетона своими руками

10 декабря 2024, вторник

Как общественные территории, так и частные придомовые должны быть благоустроены. Благоустройство означает прокладку пешеходных и транспортных дорог, тротуаров, обустройство газонов и клумб, площадок, парковок. Материалы изготовления этих объектов могут быть различными, однако у любого подобного объекта есть границы, которые должны быть каким-либо образом обозначены.

Функции бордюров

В качестве границ объектов благоустройства территории применяются бордюры. Бордюр — это важный элемент благоустройства территории. Эти изделия нужны не только «для красоты».

Функции бордюров

Несомненно, аккуратно окантованные бордюрами дороги, газоны, клумбы и даже огородные грядки выглядят намного привлекательнее в эстетическом плане, придают всей территории ухоженный и благоустроенный вид.

Функции бордюров красотой не исчерпываются:

  1. Они несут информационную нагрузку, разделяя территорию на отдельные зоны, имеющие различающиеся функции. Например, легко понять, насколько важно наличие бордюра, отделяющего проезжую часть от тротуара.
  2. Бордюры предотвращают вымывание и вынос материала подстилающего слоя, а также разрушение мощения. С этой целью СП 508.1325800.2022 «Мощение с применением бетонных вибропрессованных изделий. Правила проектирования, строительства и эксплуатации» рекомендует фиксировать края покрытия из камней или плит мощения бортовыми гранитными или бетонными камнями, пластиковыми или металлическими полосами либо натуральными камнями.
  3. Защищают края дорожного покрытия от разрушения.
  4. Предотвращают разрастание растений за границы газонов и вымывание почвы.

Итак, бордюры при благоустройстве территории в большинстве случаев необходимы или, по крайней мере, рекомендованы. Выполняться они могут из различных материалов.

Какие бывают бордюры

Материал изготовления бордюра выбирается в зависимости от типа объекта, который будет им окантован.

Какие бывают бордюры

Бордюры могут изготавливаться из следующих материалов:

  1. пластика;
  2. металлического листа;
  3. древесных материалов (досок, брусков, спилов бревен);
  4. кирпича;
  5. шифера;
  6. натурального или искусственного камня;
  7. бетона.

Прочность и долговечность этих материалов, а также их устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды различаются. На приусадебном участке, конечно, можно выбрать любой материал.

На общественных территориях СП 508.1325800.2022 рекомендует:

  1. Пластиковые или металлические полосы для закрепления краев использовать при устройстве дорожных покрытий пешеходных зон.
  2. Места примыканий покрытий из камней или плит мощения к колодцам, опорам и прочим встраиваемым в покрытие элементам выполнять гранитными либо бетонными мелкоштучными камнями.

Преимущества и недостатки бетонного бордюра

Главные преимущества бордюра из бетона — это прочность и долговечность. На приусадебном участке это практически вечное изделие. Качественный бетонный бордюр не боится механических повреждений, влажности, перепадов температур.

Бетонный бордюр выглядит очень солидно. К примеру, эстетика деревянных бордюров уместна не везде, в отличие от классического бордюра из бетона.

Бордюры из пластика быстро теряют привлекательность. Металлические бордюры могут быть подвержены коррозии. Всех этих недостатков бетон лишен.

Бетонные бордюры очень разнообразны по исполнению; могут иметь практически любую форму и даже цвет, ведь бетон тоже можно окрашивать. Если бордюр выполняется из архитектурного (декоративного) бетона, он может выглядеть, как настоящее произведение искусства.

К минусам бетонных бордюров можно отнести только высокую стоимость и трудоемкость изготовления, но, с учетом длительного срока эксплуатации, они окупаются.

Виды бетонных бордюров

В зависимости от технологии изготовления, бетонные бордюры подразделяются на два типа — монолитные и сборные из штучных изделий.

Бордюры из штучных изделий (бортового камня)

Выполняются из изделий заводского производства. Бортовым камнем называется строительное изделие из бетона или природных каменных материалов, которое предназначено для отделения улиц и дорог от газонов, площадок, тротуаров и пр.

Бордюры из бортового камня

Бортовой камень для бордюров можно купить готовый или изготовить из бетона своими руками.

Плюсы бордюра из штучных элементов:

  1. стандартное качество и размеры элементов;
  2. экономия времени, поскольку изделия уже готовы, и их нужно только установить;
  3. предсказуемый результат;
  4. возможность повторного использования элементов;
  5. возможность частичного ремонта и замены элементов;
  6. возможность легко менять границы объектов благоустройства и переносить бордюр.

К минусам такого решения относятся:

  1. ограниченный выбор форм и размеров бортовых камней (однако при изготовлении элементов для бордюра из бетона своими руками можно выбрать любую форму и цвет);
  2. относительно высокая стоимость бортового камня.

Монолитные бордюры

Монолитные бордюры известны давно. Суть технологии изготовления этого изделия — укладка бетонной смеси в опалубку. Таким образом, сразу получается целое изделие.

Основной минус такого варианта — грубоватая форма.

Монолитные бордюры

Сейчас технология изготовления монолитных бордюров усовершенствована. Их изготавливают с применением специальной техники — бордюроукладчика. Сегодня такие машины доступны в компактном варианте, который можно использовать на небольших участках.

Бордюроукладчик позволяет выкладывать бордюр непрерывной лентой. Изделие не имеет швов, а его контуры могут иметь любую кривизну и повторять сложные формы клумб и дорожек. Сменные насадки, через которые подается бетон, позволяют изготовить бордюры фантазийных форм, придать им определенную фактуру, имитирующую, к примеру, натуральный камень, древесину, керамическую плитку. При использовании цветного бетона и различных пропиток для бетона, полет фантазии практически не ограничивается. Поэтому при желании изготовить монолитный бордюр, несомненно, лучше прибегнуть к применению специальной техники, чем заливать бетон в опалубку.

Плюсы монолитных бордюров:

  1. разнообразие стилевых решений;
  2. снижение трудоемкости работ, благодаря механизации процесса;
  3. отсутствие швов;
  4. возможность изготовить бордюр сложной формы;
  5. возможность выложить бордюр максимально близко к объекту.

Минусы монолитных бордюров:

  1. необходимость применения специальной техники;
  2. необходимость армирования;
  3. невозможность частичного ремонта, изменения границ или переноса бордюра в другое место.

Далее рассмотрим технологию укладки бордюра из бетонного бортового камня, а также способы изготовления бортового камня из бетона своими руками.

Как изготовить бортовой камень из бетона

Согласно ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия», камни длиной 1 м из мелкозернистого бетона изготавливаются по технологии вибропрессования либо иной, обеспечивающей характеристики изделия по данному стандарту. Камни длиной 3 м и 6 м изготавливают из тяжелого бетона с применением металлической арматуры.

При изготовлении бордюрного камня своими руками, обычно выбирают небольшие размеры изделий, поскольку крупные размеры и большой вес заводских изделий затрудняют работу с ними. Самостоятельно можно изготовить бортовые камни более удобного размера для установки в условиях отсутствия специальной техники.

Для вибропрессования нужно специальное оборудование, которого у домашнего мастера под рукой обычно нет. Изделия, изготовленные методом вибропрессования, получаются более прочными, гладкими, имеющими стандартизированное качество, поэтому для изготовления на продажу следует применять именно эту технологию.

Как изготовить бортовой камень из бетона

В домашних условиях, для изготовления изделий, которые будут украшать дорожки и клумбы на приусадебном участке, можно воспользоваться методом вибролитья, который также применяется для изготовления тротуарной плитки своими руками.

Технология вибролитья

Для изготовления штучных элементов методом вибролитья нужно обзавестись вибростолом. Его при желании можно собрать самостоятельно либо купить.

В общих чертах, алгоритм изготовления изделий методом вибролитья выглядит следующим образом:

  1. Подготавливают формы. Их можно купить готовые или самостоятельно изготовить. Самый простой вариант — прямоугольная форма из фанеры. Иногда в качестве форм применяют пластиковые контейнеры.
  2. Подготовленную бетонную смесь раскладывают по формам.
  3. Формы с бетоном выставляют на вибростол, где они обрабатываются вибрацией в течение 30–60 с, до исчезновения воздушных пузырьков и появления характерного глянца поверхности.
  4. Формы расставляют на ровной поверхности и во избежание пересыхания укрывают пленкой. Желательно обеспечить температуру воздуха около 18–22 °С и не выставлять формы под прямые солнечные лучи.
  5. Через 2–3 суток формы можно снять, но изделия еще не созрели. Их следует выдержать в указанных выше условиях в течение 3–4 недель.

Бетон для бортового камня

Важный вопрос при изготовлении бортового камня — рецептура бетонной смеси. Указания о том, какими свойствами она должна обладать, мы можем найти в ГОСТ 6665-91.

В соответствии с этим нормативом, камни должны быть прочными и трещиностойкими. Они изготавливаются из тяжелого либо мелкозернистого бетона.

ГОСТ 26633-2015 Межгосударственный стандарт «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» определяет тяжелые бетоны как бетоны с плотной структурой, средней плотностью 2000–2500 кг/м3 включительно, изготовленные на цементном вяжущем, плотных крупных и мелких заполнителях; мелкозернистые бетоны имеют те же параметры, но приготавливаются только на мелком плотном заполнителе.

Бетон для бортового камня

ГОСТ 6665-91 рекомендует применять для изготовления бортовых камней бетоны следующих классов по прочности на сжатие:

  1. для отделения проезжей части от тротуаров, газонов, площадок — В30;
  2. для отделения пешеходных дорожек от газонов и тротуаров – В22,5.

Таким образом, на приусадебном участке можно применять камень из бетона по прочности на сжатие В22,5

Класс бетона по прочности на сжатие зависит, прежде всего, от количества цемента и воды на куб бетонной смеси. Чем больше цемента и меньше воды (однако водоцементное соотношение не должно быть ниже 0,3), тем, потенциально, бетон прочнее. На прочность готового бетона также влияют и другие факторы:

  1. класс по прочности, химический состав, свежесть, тонкость помола, гранулометрия цемента;
  2. качество и размеры фракций заполнителей;
  3. методы перемешивания смеси;
  4. применение модифицирующих добавок;
  5. методы укладки, обработки и выдерживания бетонной смеси.

Поэтому в условиях производства сначала подбирают состав бетонной смеси по ГОСТ 27006–2019. «Бетоны. Правила подбора состава», изготавливают образцы и выдерживают их в тех же условиях, в которых будет выдерживаться основной бетон. Затем проводят испытания образцов, и только в том случае, если они удовлетворяют требованиям проекта, применяют подобранный состав.

В условиях самостоятельного изготовления изделий из бетона, выбирают рецептуру, которая примерно обеспечивает получение бетона нужной прочности. В данном случае возможны отклонения в ту или иную сторону, но, учитывая условия эксплуатации изделий, это не существенно.

Какие материалы необходимы для приготовления бетонной смеси для бортового камня

Обратимся снова к ГОСТ 6665-91. Он рекомендует применять следующие исходные материалы:

  1. Бездобавочный портландцемент, портландцемент с минеральными добавками (до 5 %) либо портландцемент для бетонов аэродромных и дорожных покрытий класса по прочности от 32,5, по ГОСТ 10178. Цементный клинкер должен содержать не более 5 % MgO и не более 8 % Ca3Al.
  2. В качестве мелкого заполнителя — природные обогащенные и фракционированные, дробленые обогащенные пески с модулем крупности не менее 2,3 для мелкозернистого бетона и не менее 2,0 — для тяжелого.
  3. В качестве крупного заполнителя для тяжелого бетона — щебень из природного камня, гравия, доменного шлака, наибольший размер зерен — 20 мм. Марка щебня по прочности — не ниже 100о.
  4. Водоцементное соотношение — не более 0,4.

Примерные пропорции составляющих бетонной смеси (бетон В22,5) для цемента класса по прочности 42,5 :

  1. при измерении материалов по массе — на одну часть цемента берут 2,4 части песка и 4,3 части щебня;
  2. при измерении объемными частями (например, ведром объемом 10 л) — на 10 л цемента берут 22 л песка и 37 л щебня.

Зачем нужен пластификатор для бетона, и как его выбрать

Вернемся к водоцементному соотношению. ГОСТ 6665-91 рекомендует принимать соотношение воды к цементу не выше 0,4.

Вода в бетонной смеси необходима для реакций гидратации и образования цементного камня, но также она создает определенную консистенцию смеси. В данном случае, смесь будет очень жесткой.

При использовании технологии вибропрессования проблем с такой смесью не возникнет. Для вибролитья смесь нужна более подвижная.

Всего различают пять классов удобоукладываемости бетонной смеси, от П1 (смеси малой подвижности) до П5 (самоукладывающиеся).

Что такое самоукладывающаяся или литьевая смесь? Это бетонная смесь, которая сама растекается и уплотняется. Она не требует или почти не требует виброобработки, при этом бетон получается плотной структуры, с малым количеством пор. На рисунке ниже наглядно продемонстрированы отличия бетонных смесей различных классов по удобоукладываемости.

Удобоукладываемость

Простое разбавление бетонной смеси водой приведет к снижению прочности бетона. ГОСТ 6665-91 рекомендует для получения бетона класса по удобоукладываемости П2–П3 и выше применять в бетонных смесях пластификаторы.

Компания CEMMIX рекомендует в бетонных смесях для изготовления бортового камня применять суперпластифицирующую и суперводоредуцирующую добавку для бетонов и растворов CemPlast.

Это жидкая добавка, которую вводят в смесь с водой затворения из расчета 0,6–1,2 л на 100 кг цемента. Применение добавки CemPlast позволяет:

  1. повысить удобоукладываемость бетонной смеси с П1 до П5;
  2. снизить водопотребность на 20 % и более;
  3. уменьшить количество цемента без снижения прочности бетона;
  4. устранить расслаивание;
  5. повысить «живучесть» раствора;
  6. повысить раннюю прочность бетона на 10–25 %, марочную — на 10–20 %;
  7. исключить образование трещин;
  8. увеличить долговечность бетона в 2–3 раза.

Ускоритель набора прочности бетона

ГОСТ 6665-91 рекомендует также применение в бетонных растворах для изготовления бортового камня добавок, ускоряющих твердение бетона.

Добавки для бетона

Каталог продукции CEMMIX

CemFix 1л

CemFix 1л

CemFix суперпластификатор. Ускоритель твердения.

Оптовая цена 240,24 руб. при заказе от 160 шт.
Рекомендованная розничная цена у партнеров 273 руб.
Суперпластификатор CemPlast

CemPlast 5л

Суперпластификатор для бетона

Оптовая цена 765,6 руб. при заказе от 32 шт.
Рекомендованная розничная цена у партнеров 870 руб.

Комплексный ускоритель твердения CemFix со свойствами пластификатора позволяет существенно сокращать сроки твердения бетона: при добавлении в количестве 1 л на 100 кг цемента увеличивает раннюю прочность на 20–40 %, а марочную — на 10–20 %. При этом позволяет экономить до 10 % цемента в составе раствора (без снижения прочности бетона) и повышает подвижность смеси с П1 до П5.

Фибра

Особенностью бетона является то, что при высокой прочности на сжатие, он не очень хорошо сопротивляется раскалывающим, изгибающим, растягивающим и знакопеременным нагрузкам. А именно такие нагрузки будут воздействовать на бортовой камень.

Поэтому камень длиной от 3 м и более ГОСТ 6665-91 рекомендует выполнять армированным.

Для самодельного бортового камня армирование не является необходимым, но рекомендуется применять в составе бетона для его изготовления фибру.

Фибра — это короткие отрезки волокна из тех или иных материалов (металла, стекла, пластика, базальта и др.), которые, при добавлении в бетонную смесь, равномерно распределяются в ней и образуют трехмерный каркас. В результате повышаются такие характеристики бетона, как прочность, долговечность, сопротивление истираемости, изгибающим и раскалывающим нагрузкам. По показателю работы разрушения, фибробетон может превосходить обычный бетон до двадцати раз.

Бетон с фиброй называется фибробетоном и считается материалом будущего

Каталог продукции CEMMIX

Полипропиленовое волокно Fibra

CemFibra 600гр.

Универсальное полипропиленовое армирующее волокно для добавки в раствор.

Оптовая цена 509,52 руб. при заказе от 80 шт.
Рекомендованная розничная цена у партнеров 579 руб.
Фибра базальтовая CemFibra R, пакет 1000г.

Фибра базальтовая CemFibra R, пакет 1000г.

Базальтовая фибра (из ровинга),  предназначена для объёмного армирования бетонов, строительных растворов и композиционных материалов.

Оптовая цена 794,64 руб. при заказе от 64 шт.
Рекомендованная розничная цена у партнеров 903 руб.

Бетон с фиброй называется фибробетоном и считается материалом будущего, хотя успешно применяется в строительстве с начала 1900-х годов.

Технологи не рекомендуют заменять фиброй металлический каркас в крупных бетонных изделиях, таких, как монолитные стены, плиты перекрытий, фундаменты (хотя примеры зданий, построенных полностью из фибробетона существуют и успешно эксплуатируются). Но в таких изделиях, как бортовой камень, применение фибры вполне способно заменить армирование металлической арматурой.

При этом не нужно тратить деньги на арматуру и заниматься армированием; достаточно ввести в состав бетонной смеси фибру.

Компания CEMMIX производит два вида фибры — полипропиленовую фибру CemFibra в пакетах по 150 г и 600 г и базальтовую фибру CemFibra R в пакетах по 200 г и 1 кг.

Их преимущества — легкость, прочность, химическая инертность, неподверженность коррозии.

При добавлении в бетонную смесь, они повышают прочность, долговечность, ударную вязкость, стойкость к истиранию бетона, устраняют усадку и образование трещин, повышают стойкость к изгибающим и ударным нагрузкам, температурным перепадам.

Более подробно о нашей фибре читайте: Расход фибры для бетона

Как сделать своими руками бордюр из бетонного бортового камня

Указания по проведению этих работ содержатся в СП 508.1325800.2022.

На первом этапе работ производят разметку, используя колышки и крепкий шнур. Криволинейные контуры размечают известью или краской по грунту. Затем изготавливают котлован.

Глубина котлована складывается из следующих величин:

  1. толщина покрытия дорожки или площадки;
  2. толщина песчаной подушки (15–20 см для пешеходных дорожек плюс 20–30 % на просадку) или бетонной подготовки (от 10 см — слой бетона плюс от 10 см — слой песчано-гравийной смеси);
  3. углубление в местах ливневки на 12 см или более.

Предусматриваются уклоны в сторону понижения рельефа (но не к зданиям) не менее 2,5 %. При уклоне 30 % и более материалы для заполнения швов между плитами мощения могут вымываться.

Дно котлована должно быть утрамбовано и застелено геотекстилем.

Как сделать своими руками бордюр из бетонного бортового камня

Подстилающие слои (подушку) выполняют из крупнозернистого песка либо песчано-гравийной смеси (или смеси щебня и песка). Гравий или щебень должен иметь наибольшую крупность зерен до 20 мм. Материалы подстилающего слоя подсыпают слоями и распределяют вручную или механизированным способом. Они должны быть уложены и утрамбованы с теми же проектными уклонами, которые выбраны для покрытия.

Если выполняется жесткий подстилающий слой из бетона класса по прочности В7,5–В15, его укладывают на слой песчано-гравийной смеси толщиной от 10 см. Под слой бетона, перед его укладкой, расстилают плотную полиэтиленовую пленку в два слоя или рубероид для предотвращения обезвоживания раствора.

Советуем изучить: Тощий бетон

Армирование бетонной подготовки при необходимости выполняется уложенной с нахлестом проволочной сеткой (размер ячейки — 10 или 20 см, диаметр проволоки — 3–5 мм). Ее размещают, чуть приподняв, чтобы обеспечить защитный слой бетона не только сверху, но и снизу; однако основной слой бетона толщиной не менее 3 см должен располагаться поверх сетки. Бетонная смесь укладывается в один прием и разравнивается с соблюдением проектного уклона.

Читайте также: Подушка под тротуарную плитку

После выполнения этих работ устанавливают бордюры. Бортовые камни устанавливают в бетонную обойму из бетона класса по прочности В15. Согласно СП 508.1325800.2022, для пешеходных дорожек и площадок толщина основания и ширина бетонной обоймы с каждой стороны бортового камня составляет от 8 см.

Ширина швов между бортовыми камнями не должна превышать 10 мм. Швы между камнями заделывают с внутренней стороны песком до полного и плотного заполнения.

Бордюр из бетона на приусадебном участке можно изготовить полностью своими руками. Чтобы он получился красивым, прочным, долговечным, необходимо изучить технологию и ознакомиться с проверенными опытом хитростями. Одной из таких хитростей является хорошая привычка применять в бетонах специальные модифицирующие добавки, позволяющие повысить его качество, придать дополнительные свойства, снизить трудоемкость работ и сэкономить деньги на материалах.

Компания CEMMIX выпускает широкий ассортимент добавок и фибры для бетона, которые можно купить в розничных строительных сетях, на маркетплейсах и оптом. Приглашаем к сотрудничеству региональных дистрибьюторов, которые желают вместе с нами зарабатывать на реализации современных высокотехнологичных материалов для строительства и ремонта.


Консультируем в будни с 9.00 до 17.00 по применению наших продуктов.


Получить подробную консультацию

Для розничных покупателей купить онлайн:

ozon
wildberries
market
lerua
petrovich
obi
castorama
vseinstrumenti
vertical
maxipro
novacentr
akson
stroymirkrym
domingo
dobrostrojj
centerkrasok

Продукция Cemmix в ближайших к Вам магазинах:

Для оптовых заказаов - отдел продаж Cemmix:

Режим работы: с 8.30 до 17.00 по будням

Email для заявок: koordinator@cemmix.ru

Email для общей информации: info@cemmix.ru

+7 (499) 455-64-56

Бордюр из бетона своими руками

Оставьте комментарий

Имя*:

Подписаться на комментарии (впишите e-mail):


Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения